Кипр: Византия дошедшая до современности

Кипр: Византия дошедшая до современности Среди стран, где до наших дней уцелели свидетельства византийской культуры Кипр выделяется особо: его непревзойденные византийские памятники с прекрасно сохранившимися настенными росписями поистине поразительны Как нигде в другом месте, эти памятники и многочисленны, и высочайшего художественного достоинства. И в этом отношении Кипру, с точки зрения как исследователей, так и гостей острова, принадлежит пальма первенства. Всестороннее знакомство с византийскими сокровищами Кипра может дать полную картину эволюции византийского искусства. Они как ключ к пониманию непонятого, как недостающие звенья в цепочке целостного познания византийской культуры.

О византийском искусстве первых веков христианства на Кипре нам рассказывают немногочисленные свидетели: до наших дней лишь в трех храмах уцелели настенные мозаики — в храме Божией Матери Ангелоктисти в Кити, в храме Божией Матери Кира в Ливадьи и в храме Божией Матери Канакарья в Литранкоми.

Мозаики их были, к сожалению, повреждены

Два последних расположены на землях оккупированной Карпасии. Мозаики их были, к сожалению, повреждены, сняты со стен и выкрадены турецкими контрабандистами.

О годах иконоборчества (726 — 843) на Кипре мы не получим законченного представления. До нас дошла одна фреска (роспись без ликов) в восточном куполе пятикупольной церкви св. Параскевы в деревне Героскипу, скорее всего, относящаяся к этой эпохе. Речь также может идти и о более полном собрании фресок, украшающих церковь св. Антония в деревне Келля близ Ларнаки.

После избавления острова от арабской угрозы в 965 г. византийское правление Кипром укрепляется, и с X века постепенно византийская культура здесь вновь набирает силу. Об этом свидетельствуют фрагменты фресок в Хрисокаве в районе Кериньи, один из слоев настенных росписей в храме св. Параскевы в Героскипу. От XI века Кипр: Византия дошедшая до современности также сохранились и другие фрагментарные живописные образцы, но относительно недавно обнаруженный в церкви св. Николая («тис стеги») древнейший слой росписей, датируемых этим столетием, позволяет нам с большей точностью исследовать развитие византийской живописи на Кипре.

«Золотой век» византийского искусства

Следующее XII столетие без преувеличения может быть названо «золотым веком» византийского искусства на Кипре. В силу военно-политических обстоятельств, проникновения турок-сельджуков с востока и появления латинян-крестоносцев на территориях византийской империи с запада, Кипру стали придавать более важное значение в обеспечении безопасности границ Византии. Поэтому византийские императоры стали проявлять личную заинтересованность ситуацией на острове.

Исключительные коллекции настенных росписей

В результате того, что на Кипре пребывают высокие должностные лица Константинополя и учреждаются важнейшие монастыри, как например, Киккос, Махера, св. Иоанна Златоустого, Божией Матери Арака, Панагии Форвиотиссы, из столицы на остров были направлены и средства, и творческие силы. Весь XII век прошел под знаком участия константинопольских мастеров в культурном развитии острова.

Исключительные коллекции настенных росписей сохранились на Кипре с этого времени. Назовем некоторые: фрески в церкви Панагии Асину в деревне Никитари (1105 — 1106), в часовне Святой Троицы монастыря св. Иоанна Златоустого в оккупированной деревне Куцовенди (1110 — 1118), в Богородичной церкви в оккупированном Трикомо, в монастыре Божией Матери Апсинтиотисса в оккупированном Сикхари, в храме Святых апостолов в Пера Хорьо (1160 – 1180), в монастыре св. Николая (»тис Кипр: Византия дошедшая до современности стеги»), в монастыре Панагии Амасгу близ деревни Монагри, в затворнической келье и пещерном храме св. Неофита в монастыре св. Неофита-затворника близ Пафоса (1183), в монастыре Христа Антифонитис в оккупированной деревушке Калогрея, в храме Честного Креста в Пелендри (1178) и, наконец, в церкви монастыря Панагия Арака в Лагудера (1192).

Церкви сохранившие прекрасные фресковые композиции

С 1191 года, когда остров был захвачен крестоносцами, и вплоть до его захвата турками в 1571 году, несмотря на иностранное господство, византийская культурная традиция на Кипре не только не прерывается, но дает блестящие образцы, Она постоянно обогащается новыми элементами.

На Кипре появляются новые правители: французы (1191 — 1483), затем венецианцы (1483 — 1570), но при этом не происходит отрыва искусства от его византийских корней Как результат — художники продолжают украшать кипрские храмы в традиционном византийском стиле, но параллельно в живописи дают себя знать некоторые элементы западного искусства.

Памятники, относящиеся к этому довольно продолжительному периоду, многочисленны. Гости Кипра могут побывать в десятках церквей, где сохранились прекрасные фресковые композиции, особенно в горах Троодоса: св. Николая («тис стеги») в Какопетря и св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе, Панагии в деревне Мутуллас и арх. Михаила в деревне Педулас, св. Параскевы в пафосском пригороде Героскипу и Божией Матери Целительницы (Яматики) в деревушке Аракапас. Это церкви деревни Галата, католикон монастыря св. Неофита-затворника, другие храмы, включаемые в паломнические маршруты для гостей Кипра.

В годы турецкого господства, которое начинается на Кипре с 1570 года, развитие кипрской живописи происходит почти в полной изоляции, в рамках лишь местной художественной школы. Большое количество памятников, их качество, уровень сохранности живописного материала создали острову репутацию настоящего исследовательского центра византийской живописи.

Источник: turometr.ru

Оставить комментарий

Рубрики